Газовый бизнес Европы любит дешевый газ и чурается политики
Политика снижения зависимости Европы от поставок российского природного газа пока не приносит результатов, европейцы сегодня намного больше полагаются на энергоносители из России, чем когда-либо в прошлом. Газовый гигант "Газпром" сообщил об увеличении продаж в ЕС и Турции в 2017 году до рекордного уровня.
Увеличение поставок почти до 194 миллиардов кубов, то есть на 8% больше, чем в рекордном 2016 году, сочтено в Европе не просто деловым и финансовым достижением "Газпрома", но политической победой Москвы, одержанной в условиях наихудших со времен холодной войны отношений.
Официальный Брюссель продвигает идею диверсификации поставок энергоносителей как один из ключевых принципов своей энергетической политики, призванной снизить зависимость ЕС от третьих стран, и в первую очередь от "непредсказуемой" России и ее газопроводов. Но вопреки всем усилиям спрос на российский газ растет с каждым годом. Брюссель не говорит о провале энергетической политики, но европейский бизнес его подразумевает, и ему нет до этого особого дела.
Создание сети морских терминалов для сжиженного природного газа могло бы обеспечить Европе его поставки из Катара и США, сократив зависимость от "Газпрома". Но европейскому бизнесу эта идея не особенно интересна, поскольку газопроводы дешевле и эффективнее, тем более что россияне и в части СПГ не уступают инициативу. Российский Novatek при участии французской Total уже запустил на Ямале собственный терминал и торгует СПГ с европейскими странами, отправил первый танкер в Великобританию.
Политика хорошо, а дешевый газ лучше
"Европейскую дипломатию и ее рынок разделяет что-то вроде шизофрении, раздвоения личности. Рынок выбирает самый дешевый газ, а это именно российский газ. Европе говорят, что она слишком зависима, но ничего не делается, чтобы изменить ситуацию, — говорит Тьерри Броз, исследователь Оксфордского института энергетических исследований, цитируемый порталом Euractiv. — Мы могли бы сказать, что у нас имеются знаки ограничения скорости, но они неэффективны, поскольку отсутствуют измерители скорости. Есть механизмы регулирования, но нет ничего, что бы подтверждало, что они действительно используются".
Диверсификация источников поставок природного газа, которую официальный Брюссель считает ключевым принципом своей энергетической политики, стоит немалых средств, которые европейский бизнес не намерен тратить "за ради идеи". Потребители газа в Европе вопреки риторике ряда политиков на самом деле не видят никаких признаков угрозы своим интересам со стороны Москвы, а единственным доводом против увеличения российских поставок остается зимний кризис 2009 года, когда несколько европейских стран в самые холода вдруг остались без газа из-за проблем его транзита через Украину. Но попытка придать тем событиям вид злого умысла России и попытки шантажа Европы не вызывают никакого доверия у бизнеса Европы.
ля отраслевых компаний очевиден факт выгоды сотрудничества с "Газпромом", который на протяжении многих лет предлагает свой товар по относительно низкой цене, гарантирует стабильные поставки и способен их наращивать в соответствии со спросом. Политика диверсификация поставок в ЕС сталкивается с тем простым, но практически непреодолимым препятствием, что Тьерри Броз описывает словами: она "требует дополнительных затрат, а потому вопрос состоит в том, кто будет за это платить?". Европейский бизнес этого делать не намерен.
Односторонней зависимости вообще не существует
Реальность состоит в том, что Европе нужен российский газ, говорит исследователь лондонского Центра европейской реформы (CER) Ной Гордон, отмечая, что ЕС зависит от России ничуть не больше, чем Россия зависит от европейских покупателей ее газа. Европейцам совершенно не стоит опасаться строительства нового газопровода "Северный поток-2", надо лишь помочь Германии, как основному получателю дополнительного газа, не "отравить" отношения с соседями. И сторонники, и противники этого газопровода должны работать вместе, чтобы смягчить возможные негативные последствия концентрации поставок российского газа на Германии.
Это верно, что многие страны ЕС в значительной степени зависят от российского газа, но верно и то, что зависимость эта обоюдоострая. Россия также зависит от продаж своих углеводородов в Европе. В 2015 году нефть и газ составляли 62% российского экспорта, более половины которого приходится на страны ЕС. Низкие цены на нефть, шаткость планов продавать больше газа Китаю ослабляют финансовое положение "Газпрома", как утверждает Ной Гордон, даже при условии рекордных продаж газа в Европе. В то же время долгосрочные контракты европейских компаний с "Газпромом" означают, что страны ЕС не смогут сколь-либо заметно снизить свою зависимость от России вплоть до середины 20-х годов.