Разделы Подписка на услуги Реклама на сайте
21.12.2017

Рынок фасадных систем продолжает падение

После длительного подъема рынок фасадных систем пошел на спад — в нынешнем году падение составит 5-7%. Между тем, эксперты отмечают растущий интерес к этому способу отделки фасадов со стороны госзаказчиков и девелоперов жилья эконом-класса, где потребности в подобных облицовочных материалах почти на 100% обеспечиваются за счет отечественных производителей.
В 2017 году рынок фасадных систем продолжил падение, начавшееся в прошлом году. По оптимистичным прогнозам, снижение по итогам года составит 5-7%, рассказали в консалтинговой компании Abarus Market Research.

При этом до 2016 года сегмент демонстрировал устойчивый рост, ежегодно увеличиваясь на 15-20%. Как считают в агентстве, начавшееся падение отражает общую ситуацию на строительном рынке. В 2016 году возведение жилых зданий упало на 10%, а коммерческих — на 18%. Отчасти компенсировало падение рынка проведение капитальных ремонтов.

В агентстве пояснили, что фасадный рынок условно подразделяется на две крупные ниши: системы фасадные теплоизоляционные композиционные с наружными штукатурными слоями (СФТК) и навесные вентилируемые фасадные системы (НВФС или НВФ). В 2016-2017 годах на объемы монтажа штукатурных систем приходится около 60%, в то время как сегмент навесных систем уменьшился до 40%. Всего объем фасадных работ составляет 45-47 млн кв. метров, из них навесные около 20 млн кв. метров.
По мнению директора по исследованиям Abarus Market Research Веры Никольской, это произошло потому, что в последнее время увеличился объем капитальных работ, затрагивающих фасады жилых домов, а для утепления жилых фасадов штукатурные системы используются гораздо чаще по сравнению с навесными фасадами. Почти 85% всех штукатурных систем приходится именно на жилые дома. Однако НВФ по-прежнему лучше подходит для административных и коммерческих зданий, промышленных, спортивных и прочих сооружений.
Вместе с тем, в долгосрочном периоде популярность навесных фасадов не снижается, что объясняется возможностью проведения работ в зимнее время и богатой гаммой цветов и фактур отделки.

«Использование систем навесных фасадов дороже, чем штукатурных, иногда разница достигает 2-3 раза, но считается, что НВФ дешевле и легче в эксплуатации, а также более долговечны. Однако монтаж вентилируемого фасада требует достаточной квалификации рабочих и строжайшего соблюдения технологии», — поясняет Никольская.

И если раньше вентилируемые фасады чаще использовались на коммерческой недвижимости, то в последнее время подключился и бюджет. Например, растет число объявляемых государственных тендеров для облагораживания региональных и муниципальных зданий. По данным Abarus Market Research, в 2017 году тендеры по устройству вентилируемых фасадов занимают уже почти 16% от общего денежного объема заявок на проведение строительства и капитальных ремонтов.

«Рост популярности вентилируемых фасадов свидетельствует об их экономической целесообразности», — отмечает Никольская.
За последние шесть лет выросло и количество российских предприятий, которые производят фасадные системы. В 2008 году на рынке были представлены навесные системы теплоизоляции с воздушным зазором 70-75 компаний, имевших сертификат Росстроя РФ. К 2016 году их число увеличилось до 120, при этом несколько компаний покинули рынок. Крупнейшими игроками на рынке НВФ остаются три — «Металл Профиль», «КапТехноСтрой» и «Юкон-Инжиниринг» (U-Kon). Также к числу крупных производителей фасадных подсистем специалисты относят компании «Краспан», VFH HILTI, NordFox, «Сиал», «Альтернатива-Экопрофиль», Ruukki и некоторых других.

Итоговая стоимость всей конструкции НВФ зависит от конструктивных особенностей конкретной системы и материала облицовки. Но, как отмечают в агентстве, самая большая доля издержек приходится на монтажные работы.
Спектр облицовочных материалов, которые могут применяться в навесных фасадах, достаточно широк. В облицовке жилых зданий наиболее популярен керамогранит, фиброцементные и хризотилцементные плиты — материалы привлекательные с точки зрения эстетики и достаточно долговечные. При строительстве коммерческих помещений используются более легкие фасадные конструкции — стекло, металл, композитные панели и другие.

Вера Никольская также говорит, что доля использования керамического гранита в навесных вентилируемых системах постепенно увеличивается — сейчас он занимает почти 40%. Это объясняется техническими свойствами керамогранита: его прочностью, устойчивостью к перепадам температур, долговечностью и эстетичностью. При этом керамогранит — один из самых доступных материалов: его производят несколько отечественных заводов и большое количество зарубежных.

Также растет применение цементно-волокнистых материалов — хризотилцементных и фиброцементных плит — в совокупности на их долю приходится около 15%. Металлокассеты удерживают свою долю рынка — примерно 18%, а вот сегмент алюминиевых и стальных композитных материалов сжимается, хотя их доля по-прежнему больше 20%. Также падает применение натурального камня.

Участники рынка активно используют как отечественные, так и иностранные материалы, добавляют в Abarus Market Research.

«В период кризиса потребление отечественного продукта заметно возросло, и сегодня в жилом строительстве, особенно эконом-класса, отечественные облицовочные материалы занимают почти 100%», — заключает Вера Никольская.

Просмотры: сегодня: 1, всего: 48

Выставки и конференции по рынку химии