О влиянии изменений, вносимых в Лесной кодекс РФ, на экономические показатели работы лесозаготовительной промышленности
В соответствии с п.4 ст. 71 Лесного кодекса РФ к договорам аренды лесных участков применяются положения, предусмотренные Гражданским кодексом РФ и земельным кодексом РФ. Пунктами 26 и 32 статьи 81 Лесного кодекса РФ к функциям федеральных органов государственной власти в области лесных отношений, а именно Рослесхоза, относятся полномочия по проектированию лесничеств (лесоустройство) и установлению их границ (межевание).
Финансирование данных полномочий, соответственно, также относится к федеральному уровню. Полноценного лесопользования без выполнения этих функций нет, как для органов государственной власти, так и для арендаторов лесных участков.
В связи с хроническим дефицитом федерального бюджета, ни на межевание, ни на лесоустройство у Рослесхоза финансирования нет. Для обеспечения непрерывного лесопользования арендаторы лесных участков вынуждены проводить данные мероприятия за свой счет, что увеличивает себестоимость производства.
Опыт предприятий, расположенных в Архангельской, Вологодской, Кировской областях, Республике Карелия и Красноярском крае показывает, что затраты на межевание составляют примерно 5 рублей на 1 м3 расчетной лесосеки. Затраты эти так велики, не из-за стоимости услуг по выполнению данного мероприятия, а потому, что Рослесхоз не выполняет своих прямых обязательств и лесной фонд не имеет установленных границ. По этой причине предприятия вынуждены тратить до 5 лет на согласование границ для регистрации их в Росреестре.
Подобная ситуация складывается и с лесоустройством, без которого невозможно непрерывное лесопользование. Затраты предприятий на лесоустройство (полевое приспевающих лесов, в остальной части – камералка) вместе с затратами на разработку проектов освоения лесов составляет 3,3 рубля на 1 м3 расчетной лесосеки. При полноценном лесоустройстве всей территории аренды затраты возрастают до 5,9 рублей.
В связи с отсутствием в Рослесхозе достоверной информации о состоянии лесного фонда органами государственной власти делается необъективный негативный вывод о лесопользовании в целом по Российской Федерации. Остро стоит вопрос по борьбе с незаконными рубками. Однако положение дел в разных регионах РФ по этому вопросу очень отличается.
На территории Европейской части в большинстве субъектов, занимающихся промышленными лесозаготовками, в аренду передано до 80% лесного фонда. В большинстве случаев это ответственные лесопользователи. Однако, меры принимаемые Рослесхозом по ужесточению условий лесопользования, распространяются на всю территорию РФ, в результате чего и без того сложные, в том числе рыночные условия, ухудшаются, снижая конкурентоспособность законопослушных лесопользователей.
Например, введение системы ЕГАИС по учету древесины в ГК «Сегежа» привело арендатора к увеличению штата и ежегодным затратам в среднем 4,6 млн. рублей или 1 руб./м3 с расчетной лесосеки.
Принцип недифференцированного подхода Рослесхоза к условиям лесопользования в различных регионах РФ, при необходимости «наведения порядка», приводит к увеличению административных штрафов. С 2007 года по настоящее время величина некоторых штрафов за нарушение лесного законодательства в соответствие с КоАП возросла от 10 до 30 раз. Кроме того, система штрафов и неустоек устроена таким образом, что за одно и то же нарушение лесопользователь несет иногда трехкратную ответственность: по КоАП привлекается как должностное, так и юридическое лицо, кроме того, предъявляется неустойка по условиям договора аренды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2015 г. N 1003 г. утвержден типовой договор аренды лесного участка. Согласно разделу: Ответственность сторон арендатор несет финансовую ответственность по 17 пунктам, а Арендодатель не несет финансовую ответственность вообще.
В период с 2015 года по настоящее время изменения в Лесной кодекс Российской Федерации вносились 9 раз (29.06.2015 N 206-ФЗ; 13.07.2015 N 224-ФЗ; 13.07.2015 N 233-ФЗ; 30.12.2015 N 455-ФЗ; 01.05.2016 N 119-ФЗ; 23.06.2016 N 206-ФЗ; 23.06.2016 N 218-ФЗ; 03.07.2016 N 265-ФЗ; 03.07.2016 N 361-ФЗ). В части, непосредственно затрагивающей права лесопользователей, можно отметить следующие из них.
• Изменения от 29.06.2015 N 206-ФЗ – пролонгация договоров аренды добросовестным лесопользователям, предоставление региональным специализированным учреждениям права заготовки древесины (с установлением повышающих коэффициентов на стоимость древесины). • Изменения от 30.12.2015 N 455-ФЗ – ужесточение порядка проведения лесопатологических обследований и назначение санитарных рубок, введение обязательных процедур контроля Рослесхозом всех актов лесопатологических обследований. • Изменения от 01.05.2016 N 119-ФЗ – установление норм о «дальневосточном гектаре» на территории лесного фонда. • Изменения от 23.06.2016 N 218-ФЗ – введение обязательности приложения к отчету об использовании лесов, отчету об охране лесов от пожаров, отчету о защите лесов, отчету о воспроизводстве лесов материалов дистанционного зондирования (в том числе аэрокосмической съемки, аэрофотосъемки), фото- и видеофиксации; переход на типовой договор аренды и типовой договор купли-продажи насаждений; введение реестра недобросовестных лесопользователей; ужесточение штрафов за экологические правонарушения, в том числе за нарушения в области освоения лесов (КоАПП).
В соответствии с 218-фз от 23.06.2017 года Министерству природных ресурсов и экологии РФ поручено установить «Перечень информации, включаемой в отчет об использовании лесов, порядок фиксации этой информации, форма и порядок представления отчета об использовании лесов, а также требования к формату отчета об использовании лесов в электронной форме». Причем указанный отчет требуется предоставлять с марта текущего года.
Целью приказа является установление формы отчета об использовании лесов с подтверждающими материалами дистанционного зондирования (в том числе аэрокосмической съемки, аэрофотосъемки), фото- и видеофиксации. Проект приказа был опубликован на сайте regulation.gov.ru в конце 2016 года. Его публичное обсуждение завершено 11.01.2017 года. В настоящее время он находится в Минприроде России.
Согласно сводному отчету о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта опубликованному на сайте, действие указанного приказа распространится на 74 тыс. арендаторов (источник данных – статистические отчеты Рослесхоза). Расходы бюджета бюджетной системы РФ не предусмотрены. Оценка расходов и доходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, связанных с необходимостью соблюдения установленных обязанностей или ограничений либо изменением содержания таких обязанностей и ограничений – отсутствует. Таким образом, в проекте приказа не учтены расходы 74 тыс. арендаторов.
Для примера, ООО «ВологдаЛесПроект», готов оказывать услуги по ДЗЗ стоимостью: • до 100 га - 30 тыс. рублей • 100 – 500 га - 50 тыс. рублей • 10000 – 20000 га - 300 тыс. рублей Таким образом, только ДЗЗ, без фото-видео фиксации может обойтись лесозаготовителям (74000*30000=2220 млн. рублей).
При принятии Перечня расходы на 1 м3 заготовленной древесины вырастут примерно на 5 рублей. При этом нет ясности, как быть с малым бизнесом.
Система государственного управления лесами, выстроенная на основе Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года, характеризуется чрезмерным бюрократизмом. Согласно выборочным опросам, в среднем, около трех четвертей рабочего времени руководителей и специалистов лесного хозяйства уходит на поддержание отраслевого документооборота (составление всевозможных справок, отчетов, планов и т.д.).
Прямые и косвенные затраты, связанные с поддержанием документооборота, составляют, по оценкам разных экспертов, от 7 до 15 миллиардов рублей. При этом большинство производимых отраслью документов никак не используется. В собирающих документы структурах нет достаточного количества персонала для того, чтобы эти документы как-то анализировать или хотя бы читать. Фактически значительная часть бюджетного финансирования (от трети до половины) вынуждено расходуется лесным хозяйством на производство бесполезной и не используемой документации.
По данным предприятий, в 2016 году, количество документов, оформляемых для проведения лесозаготовок, увеличилось в 14 раз (с 250 до 4200 страниц). И это не предел, есть информация о росте документооборота в 21 раз (с 288 до 6059 страниц).
По нашему мнению, необходимо провести анализ возможного дублирования и эффективности такого количества отчетов.
В связи с этим, в 2017 году в Государственную Думу внесены 2 законопроекта. 1) О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования отношений, связанных с использованием лесов. Статью 71 дополнить частью 6 следующего содержания: 6.Типовой договор безвозмездного пользования лесным участком утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. 2) О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и особо защитных участков лесов. Статью 81 дополнить пунктом 312 следующего содержания: Утверждение типового договора безвозмездного пользования лесным участком.