Нефтесервисная компания Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), нефтяной компании Saudi Aramco и Суверенного фонда Саудовской Аравии Public Investment Fund (PIF) построит собственный завод. Как рассказал «Известиям» в кулуарах Российской энергетической недели министр энергетики, промышленности и минеральных ресурсов Саудовской Аравии и председатель правления Saudi Aramco Халед бен Абдель Азиз аль-Фалех, Saudi Aramco готова также обеспечить совместную нефтесервисную компанию заказами и даже вывести ее на зарубежные рынки. Впрочем, закрепиться там этой компании будет непросто: большую часть заказов на Ближнем Востоке выполняют американские нефтесервисные корпорации. Новый завод может заняться производством оборудования для нефтедобычи.
Как рассказал «Известиям» Халед бен Абдель Азиз аль-Фалех, Saudi Aramco планирует создать совместную нефтесервисную компанию с российским РФПИ. По его словам, компания сможет работать не только в России и Саудовской Аравии, но и в странах ближневосточного региона, а также рассмотрит строительство собственного завода по производству оборудования на территории королевства.
— Компания будет работать как на территории России, так и в Саудовской Аравии и других странах региона. Saudi Aramco обладает большим числом собственных проектов, такие проекты есть и у наших соседей в других странах Ближнего Востока, — рассказал министр «Известиям».
Пока РФПИ, Saudi Armco и суверенный фонд Саудовской Аравии не купили актив, который в будущем превратится в совместную нефтесервисную компанию. Однако им может стать «Буровая компания «Евразия» (EDC), которая принадлежит бизнесменам Александру Джапаридзе и Александру Путилову. Как заявлял ранее глава Минэнерго Александр Новак, российско-саудовский фонд хочет вложить $150 млн в ее миноритарный пакет.
С вхождением РФПИ в EDC буровая компания сможет заметно расширить количество собственных контрактов за счет рынка Саудовской Аравии, говорил глава фонда Кирилл Дмитриев.
Следующим этапом работы EDC станет создание собственных мощностей по производству оборудования, рассказал Халед аль-Фалех «Известиям».
— Возможно, понадобится расширение мощностей, создание новых производств на территории королевства, мы думаем над этим, — рассказал министр «Известиям».
Как указано на сайте EDC, всю нужную для работ технику она закупает у ряда российских (к примеру, у завода «Уралмаш») и зарубежных (китайской Sinopec) производителей, собственного производства полного цикла у компании нет. В России большая часть заказов у EDC приходится на «Лукойл».
Покупка российского бурового подрядчика выгодна для Saudi Aramco. Власти Саудовской Аравии рассчитывают на локализацию нефтесервисного производства, говорит близкий к компании источник «Известий». По последнему плану правительства, уже к 2030 году до 70% всей участвующей в добыче техники должно иметь саудовскую прописку.
Сделка по вхождению РФПИ в капитал EDC пока не состоялась. Ранее о покупке 51% акций компании договаривалась американская Schlumberger, но этому препятствует позиция Федеральной антимонопольной службы, опасающейся влияния США на российскую нефтедобычу. Подавал ли уже саудовско-российский фонд ходатайство на покупку доли в компании, в службе не ответили. Представители РФПИ и EDC также от комментариев воздержались.
Интерес саудовцев именно к EDC вполне объясним, в России компания является крупнейшей среди независимых и генерирует положительный денежный поток, отметил президент Национальной ассоциации нефтегазового сервиса Виктор Хайков.
— Имея подобный актив, Saudi Aramco может снизить зависимость от крупнейших международных сервисных компаний. С учетом того что компания рассчитывает свои затраты в рублях, ее конкурентоспособность заметно выше, это весомый положительный фактор перед предстоящим IPO Saudi Aramco, — пояснил собеседник «Известий».
С выходом компании на рынки Ближнего Востока EDC может сохранить и старых заказчиков, к примеру, приняв участие в разработке иракской «Западной Курны-2» «Лукойла», считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
— Для сокращения добычи в рамках сделки с ОПЕК компании придерживают новые проекты, в то же время активно разбуривая старые с помощью нефтесервиса, — сказал эксперт. — Российские технологии увеличения добычи, кроме Ирака, могут пригодиться также в растущем Кувейте и Египте.
РФПИ не исключает и дальнейших инвестиций в энергетику двух стран. Общий капитал ее совместного с Saudi Aramco и PIF фонда составит $1 млрд.