В Казани начал работу «Татарстанский нефтегазовый форум».
В этом году мероприятие посвящено 25-летию крупнейшего нефтехимического производства республики и страны ПАО «Нижнекамскнефтехим». Нефтяники и нефтехимики со всего мира собрались в Казани, чтобы обсудить актуальные проблемы отрасли.
На центральном телевидении забыли о профессии, которая кормит страну
Открытая форум, Премьер-министр РТ Алексей Песошин акцентировал своё внимание на том, что мероприятие проводится в юбилейный год для Нижнекамскнефтехима. По его словам, форум будет способствовать расширению плодотворных связей между представителями нефтегазовой отрасли.
«Программа мероприятия насыщена, год от года расширяется. Убеждён, что форум вызовет интерес у всех участников и будет способствовать развитию деловых связей», — сказал он.
Представитель Минпромторга РФ Павел Филаткин, выступая перед участниками форума, зачитал поздравление для НКНХ от министра промышленности и торговли Дениса Мантурова. В своём обращении Денис Мантуров отметил успехи компании и пожелал ей успехов в достижении намеченных целей на благо России.
Президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль отметил, что в наши дни стали забывать о той профессии, которая кормит страну.
«Не знаю, как в Татарстане, но на центральном телевидении забыли о такой профессии, как нефтяник», — сообщил он.
По словам президента академии горных наук Юрия Малышева, сегодня нефтяники из Татарстана, несмотря на сложности, добиваются больших успехов в добыче: «Мы знаем, что татарстанские нефтяники ведут добычу в очень сложных условиях. Внедряя научные разработки, Татарстан ежегодно увеличивает добычу».
Россия уступила лидерство США по уровню добычи углеводородов
На проходящей в рамках форуме международной научно-практической конференции «Горизонтальные скважины и ГРП в повышении эффективности разработки нефтяных месторождений», посвященной памяти автора технологии горизонтального бурения Александра Григоряна, критический анализ нефтяной и нефтегазовой промышленности представил Президент «Союза нефтепромышленников России» Геннадий Шмаль.
В своем выступлении он выразил мнение о том, что еще долго «нефтяной комплекс будет держать на плаву» экономику страны. Специалист акцентировал внимание на том, что еще в 2008 году Россия была на первом месте по добыче углеводородов. На сегодняшний день в этом рейтинге лидируют США, которые обошли Россию по добыче газа достаточно давно, и наступают на пятки по уровню нефтедобычи благодаря сланцу. «Добыча у них примерно 480-490 млн тонн против наших 547 млн тонн», – говорит он.
Анализируя российский ТЭК, Шмаль отмечает, что добыча газа сохраняется стабильно на одном и том же уровне, нефть показывает рост. В то же время падает внутреннее потребление. По его словам, есть две версии происходящего. «Некоторые говорят, что это энергосбережение, а другие говорят, что это застой в нашей промышленности. Наверное, и то, и другое имеет место. Поэтому внутреннее потребление не растет», – говорит специалист.
По его словам, многие месторождения сегодня находятся на стадии падающей добычи. Среди тех, что показывают рост, он отметил Бованенковское месторождение Надымского объединения.
Специалист добавил, что сегодня некоторые компании показывает высокий уровень развития технологий, не ограничиваясь лишь добычей. Такой из них, по его мнению, является Татнефть.
– Появляются интеллектуальные скважины, месторождения. Здесь, конечно, очень многое делаются объединением «Татнефть». Вообще, нефтяники Татарстана находятся впереди, если не планеты, то уж нашей страны точно по внедрению новой технологии, новой техники. Я в своем время был одним из тех, кто внедрял активно в Западной Сибири комплектно-блочный метод строительства. Но если быть объективным, впервые он появился здесь, на земле Татарстана.
По мнению нефтяника, создание магистральных трубопроводов – это одно из самых интересных инженерных решений прошлого века. По приведенным данным, в общей сложности длина трубопроводов составляет 240 тыс. км. При этом он отметил, что с точки зрения продуктопроводов России есть над чем работать. Так, в РФ их около 22 тыс. км, в то время, как в США их 240, разница очень высокая.
Мы не сумели создать свою банковскую систему
Геннадий Шмаль считает, что санкции, введенные в отношении РФ, не оказали существенного влияния на нефтегазовую отрасль. В то же время есть вопрос финансового характера. Нефтяникам и нефтехимикам для развития производства нужны деньги. Говоря об этом, президент союза нефтепромышленников, раскритиковал банковскую систему России.
«Вопрос только один, который меня не может не волновать. Это вопрос доступа к деньгам, сравнительно недорогим и длинным. Когда была колоссальная возможность для накопления финансового потенциала, мы не сумели создать свою банковскую систему. Что такое сегодня наши банки? Дают нам кредиты на 3-4 года под 15-20 процентов. Ну, если колготками торговать, конечно, можно такой кредит брать. Наши же объекты все очень капиталоемкие, имеют очень длительный срок окупаемости. Трубопроводные проекты, как правило, 15-20 лет», – говорит специалист.
Геннадий Шмаль вспомнил одного из выдающихся капиталистов прошлого века и его слова о банкирах.
– Генри Форд еще в начале прошлого века говорил, что, если банкиры устанавливают кредитную ставку 6 процентов, их надо расстреливать. Но расстреливать, наверное, сейчас сложно. Это говорит о том, что как же можно работать в этих условиях?
Мы очень мало тратим сегодня на науку
Стратегической проблемой нефтегазовой отрасли Шмаль считает истощение старых запасов. Одним из решения этой проблемы, по его мнению, является поиск и формирование новых добывающих районов, таких как Талаканское месторождение (Сургутнефтегаз), Ванкор (Роснефть), месторождение имени В. Филановского (Лукойл), разработки Иркутской нефтяной компании и т.д.
По словам специалиста, в России ощущается недостаток финансирования в развитие «нефтянки».
– Мы постоянно недофинансируем нашу нефтяную промышленность. Вы это ощущаете на себе, а я взял и сделал простой мужицкий счет. В 2014 году в мире на бурение и добычу углеводородов было потрачено 640 млрд долларов. Мы в том году добыли примерно 4,3 млрд тонн нефти и 3,2 млрд тонн газа (в переводе на нефтяной эквивалент), итого около 8. Получается, что минимум на одну тонну надо вкладывать 80 долларов, а у нас 40 не получается. Отсюда очень многие проблемы, о которых можно и нужно говорить.
Для любого производства важна экономия и безотходность производства. Говоря об использовании попутного нефтяного газа (ПНГ), стоит отметить, что процент его использования сегодня стал выше. В этом смысле выгодно от других нефтяных компаний отличается Татнефть. По информации Геннадия Шмаля, полезное использование ПНГ нефтяной компанией из Татарстана составляет 95,5 процента. Для сравнения, в Роснефти этот показатель равен 90,2, а в Газпром нефти 78. Общий показатель по стране 87, 2 процента. Всего в России добывается 83,3 млрд кубов ПНГ. Примерно, 14-15 из них по-прежнему сжигается в факелах.
По мнению президента «Союза нефтепромышленников России», важный вклад в развитие добычи и нефтяной промышленности вкладывает малый бизнес, который в России представлен, мягко говоря, скромно. Здесь нефтяник в очередной раз отметил Татарстан.
– В отношении малого и среднего бизнеса только Татарстан является примером правильного понимания этих вопросов и поддерживает развитие малого бизнеса. К сожалению, нам не удается убедить чиновников и депутатов некоторых о том, что надо бы заняться этим делом, принять специальный закон о развитии малого бизнеса в нефтянке. У нас это 2 процента, в США 45 процентов малого бизнеса. Когда мы говорим о том, что для добычи сланцевой нефти разработали хорошую технологию, так это полностью заслуга малых компаний.
Условия хуже и хуже, а технологии лучше, но все равно отстают от вызовов природы
Консультант президента РТ по вопросам разработки нефтяных и нефтегазовых месторождений Ренат Муслимов рассказал участникам конференции об особенностях добычи в Татарстане.
– Особенность нефтяной промышленности в том, что мы имеем дело с месторождениями. Сначала они очень хорошие, а дальше они все хуже и хуже. 50 лет тому назад, когда мы в Госплане формировали постановление Правительства по Татарстану, мы тогда ввели понятие активных и трудноизвлекаемых запасов. Потом это укоренилось во всем бывшем СССР. Активные остались активными, а трудноизвлекаемые постоянно увеличивались. С 1 категории увеличилось до 21, и каждая требует своих методов разработки.
По словам специалиста, нетрадиционные залежи нефти, такие как сверхвязкая нефть, сланцы, природные битумы сегодня становятся новым вызовом для нефтяников.
«Горные и геологические условия все хуже и хуже, а технологии лучше и лучше. Но к сожалению, технологии отстают от того вызова, который делает нам природа. Для того, чтобы создать хорошие технологии, нужно лет 30», – говорит он.
Одна из важных вех в истории нефтяной добычи – это горизонтальное бурение. Ренат Муслимов напомнил, что в 1976 году Александра Григоряна приглашали в Татарстан. Тогда и была пробурена первая скважина с горизонтальным окончанием. Специалист напомнил о том, как Григорян болел за свою идею в СССР, но в итоге смог полностью себя реализовать уже на Западе в США. В Советском Союзе не эту технологию обратили внимание только в 1984 году.
«Я бы никогда не связался с Западом, если бы не была гарантия интеллектуальной собственности», – приводит он слова автора технологии горизонтального бурения нефтяных скважин Александра Григоряна.