Разделы Подписка на услуги Реклама на сайте
27.07.2017

Проект Стратегии развития лесного комплекса РФ до 2030 года

26 июля 2017 года на расширенном заседании экспертно-консультативного совета по вопросам развития лесного комплекса при Министерстве промышленности и торговли РФ был впервые представлен довольно широкому кругу экспертов (около 50 человек) проект Стратегии развития лесного комплекса РФ до 2030 года. Предполагается, что проект будет представлен в Правительство РФ примерно в середине сентября текущего года, и до конца года окончательно утвержден. Скорее всего, принципиально изменить этот проект уже невозможно, да и вряд ли у кого-нибудь найдутся силы и желание этим заниматься. Такому широкому кругу экспертов, включавшему представителей крупных лесных компаний, отраслевых союзов, других органов власти, научных и общественных организаций, проект Стратегии был представлен впервые.

Проект, представленный участникам заседания, выдержан в характерном для отечественных документов стратегического лесного планирования стиле производственной фантастики. Согласно проекту, объем заготовки древесины в России к 2030 году предполагается довести до 318 миллионов кубометров, увеличив примерно в полтора раза по сравнению с нынешним уровнем. Производство пиломатериалов, согласно проекту, к 2030 году должно увеличиться по сравнению с уровнем 2015 года на 21%, фанеры и шпона - на 55%, древесных плит - на 53%, мебели - на 104%, топливных пеллет и брикетов - на 431%, целлюлозы - на 201%, санитарно-гигиенических изделий - на 90%. Объем отгруженной продукции лесного комплекса должен увеличиться на 80%, а вклад лесного сектора в ВВП России - с 0,47 до 0,69%.

Общий прирост годовых объемов производства основных видов лесной продукции должен составить: целлюлозы - 12 миллионов тонн, пиломатериалов - 8,8 миллионов кубометров, фанеры - 2 миллиона кубометров, древесных плит - до 4,9 миллионов кубометров. При этом предполагается, что экспорт круглого леса "сохранится на прежнем уровне в объеме 22-23 млн. кубометров".

Ежегодная площадь сплошных рубок на территории Российской Федерации, согласно проекту, должна увеличиться к 2030 году до 1600 тыс. га (с 1143 в 2015 году); при этом площадь лесовосстановления должна вырасти до 1946 тысяч гектаров в год, а "обеспеченность сплошных рубок лесовосстановлением" - до 122%.

Накопленный объем инвестиций в основные фонды (только в сфере лесозаготовки и лесопромышленного комплекса - без лесного хозяйства, инвестиции в которое в явном виде не предполагаются) должен составить с 2017 по 2030 гг. 4368 миллиардов рублей - это примерно в двести раз больше годового дохода от использования лесов всей бюджетной системы нашей страны. 

Плата за пользование лесами в бюджетную систему РФ должна увеличиться, согласно проекту, с 26 млрд. руб. в 2015 году до 85 млрд. руб. в 2030. Численность занятых в лесном комплексе должна вырасти с 515 тысяч человек в 2015 году до 661 тысячи человек в 2030 году. Налоговые поступления от лесного сектора должны увеличиться со 143 миллиардов рублей в 2015 г. до 493 млрд. руб. в 2030 году. При этом работники лесного сектора должны остаться относительно нищими: их средняя зарплата должна вырасти с 63% от средней зарплаты по РФ в 2015 году до 67% в 2030 году.

Все это громадье лесопромышленных планов строится в расчете на классическую экстенсивную модель лесопользования. Новые лесопромышленные кластеры предполагается создавать "в регионах, обладающих достаточными запасами лесных ресурсов". К числу регионов, наиболее перспективных для создания новых лесопромышленных кластеров на основе ЦБК, проект относит Красноярский край, Вологодскую область, Хабаровский край, Томскую, Свердловскую и Тюменскую области и Ханты-Мансийский АО - то есть в основном не те регионы, где природные условия позволяют быстро и интенсивно выращивать древесину, а те, где по официальной статистике осталось много спелых лесов.

Из восьми ключевых направлений реализации Стратегии три относятся к лесному хозяйству: "стимулирование рационального лесопользования и развитие лесного хозяйства", "совершенствование системы защиты и охраны лесов", и "сохранение и восстановление экологического потенциала лесов". Но ни в одном из этих разделов нет совсем ничего конкретного - лишь общие рассуждения о необходимости внедрения практик интенсивного использования и воспроизводства лесов, совершенствования подходов к определению расчетной лесосеки, усиления контроля за деятельностью органов государственной власти субъектов РФ по вопросам лесных отношений, совершенствования организационных структур органов управления лесами и т.д. Ничего такого, что могло бы очевидным образом повлиять на эффективность воспроизводства и выращивания лесных ресурсов, в этих разделах, как и в целом в проекте, нет.

Про дальнейшее развитие лесного сектора в документе говорится следующее: "возможное увеличение заготовки леса после 2030 г. потребует инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры для расширения возможностей по лесозаготовке, создания новых точек роста". Таким образом, документ не предполагает отказа от экстенсивной модели лесопользования (подразумевающей расширение зоны лесозаготовок по мере истощения лесных ресурсов) даже после 2030 года.

Совершенно очевидно, что предлагаемая Минпромторгом Стратегия развития лесного комплекса РФ до 2030 года нереалистична и неисполнима; но столь же очевидно, что она примерно в таком виде все-таки будет утверждена (раз деньги за ее разработку уплачены - принимать придется). Получается, что государство потратило десять миллионов рублей (не считая косвенных затрат), а десятки совсем неглупых людей потратили многие недели своего рабочего времени, только лишь для того, чтобы в конце 2017 года пополнить раздел "Лесная фантастика" Лесного форума Гринпис и некоторые другие хранилища лесных сочинений очередным странным документом.

http://www.lesonline.ru/n/56FC2
Источник: www.forestforum.ru
Просмотры: сегодня: 1, всего: 1697

Выставки и конференции по рынку химии