Разделы Подписка на услуги Реклама на сайте
RUPEC опубликовал новое исследование российского рынка катализаторов

Российская нефтеперерабатывающая и нефтехимическая отрасль в условиях санкционных ограничений и ухода западных компаний обнаружила ряд болевых точек — от отсутствия собственных перевалочных мощностей до значительной технологической зависимости от недружественных стран.

И если логистические трудности по большей части разрешить удалось, за исключением аммиака и метанола, то технологические ограничения останутся существенным фактором, который будет влиять на развитие отрасли в ближайшие годы, а возможно, и десятилетия. Нельзя сказать, что уход западных компаний приведет к фатальным последствиям для российский химии и нефтепереработки. За исключением ряда технологических направлений, по которым альтернатив западным технологиям нет, как, к примеру, для крупнотоннажного СПГ, большинство позиций подсанкционного оборудования для нефтепереработки и нефтехимии может быть закуплено в нейтральных странах. Переориентирование закупок базовой химии, которая раньше импортировалась из недружественных стран, на поставки из Китая, Индии и других стран также является решаемой задачей.

Однако в случае более сложных химических веществ — компонентов топливных или по-лимерных присадок, а также катализаторов — замена западных поставщиков может быть более долгим и болезненным процессом, говорится в исследовании RUPEC российского рынка катализаторов для промышленности.

Это связано с тем, что далеко не вся продукция альтернативных производителей катализаторов обладает качеством, сопоставимым с продукцией ушедших западных компаний, и ее использование может ухудшить операционные показатели российских предприятий. Кроме того, что немаловажно, замена западных катализаторов на восточные не приведет к увеличению устойчивости российской химической отрасли и к структурной перестройке российской промышленности вообще, отмечается в исследовании.

Без развития собственных компетенций отрасль останется придатком более технологически развитых экономик. А с учетом роли катализаторов в производстве топлива импортозависимость в данном сегменте несет существенные риски в части энергетической безопасности, что можно считать отдельным стимулом к развитию собственных компетенций в данном направлении.

Ключевым сегментом спроса на катализаторы в России является нефтепереработка. С точки зрения каталитических процессов наибольший спрос наблюдается на катализаторы гидрокрекинга, катализаторы гидроочистки и катализаторы каталитического крекинга. В финансовом выражении в 2020 году объем рынка трех основных катализаторов составил около $114 млн. Объем потребления катализаторов крекинга, гидроочистки и гидрокрекинга в России составлял более 17,5 тыс. тонн.

В целом российский рынок катализаторов можно оценить как сильно зависящий от импорта. Несмотря на то что ситуация начала меняться с 2015 года, когда вышел приказ Министерства энергетики № 210 "Об утверждении плана мероприятий по импортозамещению в нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслях промышленности РФ", доля импорта все равно остается подавляющей — 83% по итогам 2019 года, хотя и снижается.

Введение санкционного запрета на поставки катализаторов из стран Запала ставит под удар российские производства, вынуждая отечественные компании к поиску альтернативных решений. Пока в России не создано импортозамещающих производств, основной альтернативой для закупки катализаторов и их компонентов может стать серый импорт, эффективность которого находится под вопросом, а также переориентация импортных поставок на нейтральные страны, в первую очередь Китай и Индию, уже в 2021 году занимавших более 10% в российском импорте катализаторов. В действительности практически любые виды катализаторов могут быть закуплены в Азии, однако их эффективность, стабильность работы могут быть значительно ниже западных аналогов.

С точки зрения катализаторов нефтехимии российский рынок существенно меньше, чем для катализаторов нефтепереработки. Если говорить о катализаторах полимеризации олефинов, то ежегодный спрос на них составляет около 2–3 тыс. тонн в год. Примерно столько же приходится на катализаторы полимеризации бутадиена, изопрена. Объем спроса на катализаторы окисления параксилола с получением терефталевой кислоты и окисления этилена с получением этиленоксида не превышает нескольких сотен тонн в год.

Однако, если импортозамещение по среднетоннажным катализаторам для нефтепереработки развивается и с вводом каталитического производства "Газпром нефти" ключевые импортные позиции будут закрыты, то доля импорта основных нефтехимических катализаторов (полимеризации олефинов, окисления и других) остается на уровне 100%. На данный момент проекты по локализации их производства находятся на самых начальных стадиях.

"Развитие в России химических производств, в первую очередь крупнотоннажных производств полиолефинов, будет не только стимулировать спрос на катализаторы в этих сегментах, но и мотивировать российских производителей к созданию собственных катализаторных решений. Текущая ситуация с санкционным давлением создает как трудности для российской химии и нефтепереработки, так и возможности для данных отраслей по локализации внутри страны тех компетенций, которые ранее импортировались из-за рубежа. От успеха в реализации данных планов будет зависеть и дальнейшее развитие российской химии и нефтепереработки", — говорится в исследовании.


Источник: Rupec.ru
Просмотры: сегодня:1, всего:80

Выставки и конференции по рынку химии