Разделы Подписка на услуги Реклама на сайте
"Криогаз-Высоцк" покончит с литовской "Независимостью"

СПГ-завод "Криогаз-Высоцк" запущен в эксплуатацию на полную мощность. Это первый российский среднетоннажный производитель и экспортер СПГ на западном направлении, который способен занять лидирующие позиции на газовом рынке Балтийского региона, вытеснив конкурентов из соседних стран, прежде всего из Литвы. 

НА ПРОДАЖУ МЕЛКИМ ОПТОМ

Спрос на мелкоотовые партии СПГ в регионе растет стремительно, как со стороны судовых компаний, так и со стороны потребителей, которые не имеют доступа к газораспределительной сети. 

Скачок спроса на СПГ ожидается в следующем году, когда вступают в силу требования IMO (Международной морской организации), ограничивающие содержание серы в судовом топливе с 3,4% до 0,5%. Эксперты уверены, что ужесточение требований IMO приведет к подорожанию маловязкого судового топлива с пониженным содержанием серы, что повышает конкурентоспособность СПГ – особенно в Балтийском регионе, где экологические требования очень жесткие. 

Эстонская компания Тallink, которая осуществляет пассажирские перевозки в Балтийском регионе, закупает СПГ, произведенный на малотоннажном заводе в Пскове.

В начале 2017 года Tallink начала эксплуатацию скоростного парома Megastar на маршруте Таллин-Хельсинки-Таллин. В качестве топлива Megastar может использовать СПГ или маловязкое судовое топливо. Эстонская компания отдала предпочтение СПГ, который обладает большей энергетической ценностью и является экологически чистым топливом. При этом поставки СПГ из Пскова осуществляются автоцистернами, и Megastar может заправляться "с колес", что значительно снижает издержки, связанные с транспортировкой и хранением топлива. 

Европейские эксперты уверены, что в Балтийском регионе процесс перехода на СПГ, используемый в качестве судового топлива, в следующем году значительно ускорится. 

"НОВАТЭК" УДАЧНО ВЛОЖИЛСЯ

Строительство СПГ-завода в Высоцке начала подконтрольная Газпромбанку компания "Криогаз", которая ранее успешно реализовала два проекта по малотоннажным СПГ-заводам в Пскове и Кингисеппе мощностью 23 тыс. т/г и 9 тыс. т/г соответственно. 

В середине июля 2017 года Газпромбанк продал 51% долю участия в проекте строительства среднетоннажного СПГ-завода "Криогаз-Высоцк" "Новатэку". Завод располагает двумя технологическими линиями мощностью 330 тыс. т/г каждая. Ресурсной базой является магистральный трубопровод Ленинград-Выборг-Государственная граница, по которому природный газ поставляется в соседнюю Финляндию. 

"Криогаз-Высоцк" не имеет лицензии на экспорт СПГ, поэтому поставки за рубеж осуществляются через агентское соглашение с "Газпром экспортом" – торговой структурой "Газпрома". 

По словам главы "Новатэка" Леонида Михельсона, инвестиции компании в СПГ-завод составили более 57 млрд руб. При этом, доля отечественных материалов и оборудования, используемых для строительства завода, достигает 70%.

Изначально запуск завода "Криогаз-Высоцк" в эксплуатацию планировался в конце 2018 года, но по техническим причинам был перенесен на март 2019 года. По данным компаний, отслеживающих движение судов в Балтийском регионе, отгрузка первой партии СПГ объемом 7,3 тыс. тонн состоялась 31 марта. Эту партию танкер Coral Energie доставил в финский порт Торнио. Всего с конца марта до середины апреля "Криогаз-Высоцк" экспортировал семь партий СПГ совокупным объемом 67,8 тыс. тонн. 

Кроме Финляндии СПГ из Высоцка поставляется в Швецию и Литву. Литовские потребители получили три партии российского СПГ через плавучий терминал Independence ("Независимость"), расположенный в порту Клайпеда. 

СПГ-завод в Высоцке стал первым российским среднетоннажным производителем СПГ на северо-западном направлении, что позволит усилить позиции "Новатэка" на газовом рынке Балтийского региона и всей Северо-Западной Европы. 

Во время торжественной церемонии запуска завода в Высоцке Михельсон сообщил о планах строительства терминала для приема СПГ мощностью 300 тыс. т/г в германском Ростоке. "Новатэк" намерен реализовать этот проект совместно с бельгийской компанией Fluxys – крупным газотранспортным оператором на европейском рынке. Михельсон не скрывает, что "Новатэк" не спешит заключать долгосрочные контракты, поскольку реализация мелкооптовых партий СПГ через собственный терминал значительно выгоднее. 

Владимир Путин принял участие в запуске завода "Криогаз-Высоцк" в режиме видеоконференции и сообщил о планах "Новатэка" и Газпромбанка увеличить мощность СПГ-завода на 1,14 млн тонн до конца 2020 года. В этом случае производственные мощности завода значительно возрастут, и он сможет обеспечить все потребности Балтийского региона в мелкооптовых партиях СПГ. 

НИКЧЕМНАЯ "НЕЗАВИСИМОСТЬ" 

Все последние десятилетия правящие круги Литвы стремились к "обретению энергетической независимости" от России. С этой целью литовская Klaipedos Nafta в 2014 году арендовала плавучий СПГ-терминал "Независимость" у норвежской компании Hoegh LNG. За счет импорта СПГ Вильнюс рассчитывал избавиться от тоталитарного газа из России.  

СПГ для "Независимости" закупается в Норвегии и США. По данным Минэнерго Литвы, в настоящее время эксплуатационные расходы плавучего СПГ-терминала составляют 66 млн евро в год. 

Расходы на содержание "Независимости" ложатся тяжелым бременем на потребителей. Официальный Вильнюс обязал покупать газ с терминала в Клайпеде литовские компании, крупнейшей из которых является производитель удобрений Achema. Однако подорожание природного газа в прошлом году нанесло сильный удар по Achema, которая понесла убытки в размере 28,9 млн евро. 

"Независимость" способна ре-газифицировать до 4 млрд куб. м/г, но после де-индустриализации и сокращения населения Литва не нуждается в таком объеме природного газа. Планы начать поставки "литовского" газа в соседние прибалтийские республики не нашли понимания в Риге и Таллине, поскольку цена на российский трубопроводный газ значительно ниже. Из-за отсутствия рынка сбыта загрузка литовского СПГ-терминала находится на крайне низком уровне. В прошлом году Литва импортировала всего 0,6 млн тонн СПГ (около 0,85 млрд куб. м после ре-газификации). Российский "Газпром" по-прежнему остается крупнейшим поставщиком природного газа в Литву и обеспечивает около 60% потребностей страны в этом виде топлива. 

Klaipedos Nafta убедила правительство, что сможет увеличить объемы реализации СПГ, если наладит мелкооптовые продажи в Прибалтике.

Для сокращения расходов на содержание "Независимости" литовское правительство в конце прошлого года приняло решение о выкупе терминала после завершения срока аренды в 2024 году. Сумма сделки на разглашается, но даже с учетом амортизации может достигать 160 млн евро. Для выкупа "Независимости" планируется получить кредит у европейских структур в размере 308 млн евро. Из этой суммы 148 млн евро будет потрачено на содержание СПГ-терминала, чтобы понизить стоимость газа для литовских потребителей. 

Однако в Achema считают, что Литве не нужна "Независимость", поэтому предлагают ее продать, а взамен приобрести СПГ-терминал меньшей мощности, содержать который будет дешевле. 

Еще до начала официального запуска завода в Высоцке Литва начала покупать российский СПГ. Из трех закупленных партий две приобрела Achema и одну – государственная Lietuvos Energija. 

Обретая "независимость" от российского трубопроводного газа, Литва подсела на российский СПГ. Ряд депутатов литовского Сейма даже потребовали от правительства проверить информацию о приобретении СПГ из Высоцка на предмет нарушения санкций, наложенных западными странами против России. 

Запуск на полную мощность СПГ-завода в Высоцке может сделать существование литовской "Независимости" экономически бессмысленной – терминал станет финансовой обузой для потребителей или будет генерировать исключительно убытки. Реализация СПГ мелкооптовыми партиями с терминала "Независимость" не может выдержать конкуренцию с "Криогаз-Высоцк". 

Российский СПГ-завод после расширения способен полностью обеспечить потребности всего Балтийского региона в мелкооптовых партиях СПГ и стать крупнейшим поставщиком в регионе.


Просмотры: сегодня:1, всего:2499

Выставки и конференции по рынку химии