Производство каучука остается для нефтехимической компании СИБУР инвестиционно привлекательным направлением, несмотря на обвал цен на рынке. Об этом в интервью агентству "Рупек" рассказал член правления - управляющий директор СИБУРа Павел Ляхович. Информ-Девон приводит некоторые из его высказываний.
-Были ли в 2018 году какие-то события, которые предсказать было сложно?«Мы не прогнозировали, что настолько низко опустятся котировки на рынке натурального каучука. Входили в год с представлением, что средняя цена на каучук будет на уровне $1,6 тыс. за тонну, по факту она составляла около $1,3 тыс. за тонну. Цены на некоторые марки синтетического каучука привязаны к котировкам на натуральный каучук, что сказалось на финансовых показателях в отдельных продуктовых группах».
«Влияние на ситуацию на рынках оказывали серьезные изменения макросреды – резкий рост цен на нефть, сменившийся в четвертом квартале падением; динамика курса рубля, которая в этом году не всегда коррелировала с изменением нефтяных котировок. В результате мы столкнулись с высокой волатильностью цен на наше сырье и готовую продукцию. Но мы смогли продемонстрировать высокую устойчивость и стабильность бизнеса».
-Сегмент каучуков сохраняет инвестиционную привлекательность для компании?«Безусловно. После запуска "ЗапСибНефтехима" у нас появятся дополнительные 100 тыс. тонн бутадиена - это ценное сырье для производства синтетических каучуков. Стоит задача монетизировать его. В этом году компания уже приняла два инвестиционных решения: строительство новой мощности по производству СБС (стирол-бутадиен-стирол – прим. ИА Девон) на 50 тыс. тонн и увеличение на четверть производства каучука СКД-НД. На рассмотрении находятся еще несколько проектов».
«В долгосрочной перспективе каучуки - абсолютно наш продукт. Мы готовы инвестировать в это направление. В первой половине 2019 года в Индии будет запущено производство бутилкаучука по лицензии СИБУРа в рамках СП с Reliance, во второй половине года на той же площадке должен начаться выпуск галобутилкаучука.Также мы изучаем возможности по развитию каучукового бизнеса в Саудовской Аравии и Китае».
-На каком этапе рассмотрения сейчас находится проект в Китае?«Несколько лет действует СП с Sinopec, но до недавнего времени рыночных предпосылок для запуска производства было недостаточно. Сейчас СИБУР активизировал переговоры с партнерами. 2018 год стал отправной точкой для рестарта данного проекта».
-Какие рыночные предпосылки появились, Китай стал больше закупать каучуки?«Быстрыми темпами растет спрос на бутадиен-нитрильный каучук (СКН). В целом потребление каучуков в мире увеличивается ежегодно примерно на 3%, на СКН мы видим опережающий рост, в том числе в Китае. За годы существования СП с Sinopec мы смогли усовершенствовать технологию производства каучуков на красноярском предприятии».
«СИБУР освоил выпуск многих современных марок СК, что открыло для компании перспективы роста на рынках Китая, Европы и России. Сейчас поставки каучуков в Китай осуществляются с красноярского предприятия, в перспективе мы сможем перенаправить данные объемы в другие географии, создав тем самым "рыночное окно" для совместного предприятия».
-Какие в таком случае планы у СИБУРа по развитию "Красноярского завода синтетического каучука"?«В перспективе предприятие сосредоточится на выпуске специальных марок каучуков для российского и европейского рынков. К примеру, сейчас высокий спрос на специальные марки СК демонстрирует РТИ» (резинотехнические изделия – прим. ИА Девон).
-Как планируете развивать другие площадки: "Воронежсинтезкаучук", "СИБУР Тольятти"?«Тольяттинское предприятие специализируется на выпуске коммодити продуктов (широко распространенные продукты – прим. ИА Девон) В данных сегментах компания не видит для себя перспектив для заметного расширения».«На воронежской площадке выпускаются специальные марки каучуков, СБС. В данных нишах мы видим точки роста и планируем развивать эти направления.
-На сегодняшний день уже есть понимание, какой проект возможно реализовать на территории Саудовской Аравии?«Перспективы проекта напрямую будут зависеть от строительства нефтехимического комплекса в рамках СП Saudi Aramco и Total. После запуска комплекса появится набор побочных продуктов, которые могут быть использованы в производстве каучуков, но это перспектива 2023 года и далее. Пока преждевременно что-то анонсировать. Мы не принимали никаких решений».
Справка ИА ДевонРанее сообщалось, что Саудовская Аравия намерена инвестировать в нефтехимическую отрасль России миллиарды долларов. В обмен саудовская сторона рассчитывает на аналогичные инвестиции. Об этом в январе 2019 года заявил министр энергетики, промышленности и минеральных ресурсов Халед аль-Фалих. По состоянию на конец 2018 года Саудовская Аравия вложила в российские проекты более $2 млрд.
В октябре 2017 года СИБУР, государственная нефтяная компания Saudi Aramco и РФПИ подписали меморандум о взаимопонимании по возможному сотрудничеству в сфере нефтехимии и маркетинга нефтехимической продукции в РФ и Саудовской Аравии.
Весной 2018 года председатель правления СИБУРа Дмитрий Конов говорил, что возможный проект в Саудовской Аравии очень похож на СП СИБУРа в Индии. В отличие от индийского каучукового проекта, на заводе в Саудовской Аравии будут выпускаться иные каучуки. По словам Конова, у предприятия «будет более сложная структура акционеров”.