ПАО «Тольяттиазот» (ТОАЗ) реализует проект строительства перевалочного комплекса аммиака и карбамида мощностью 5 млн тонн в год в морском порту Тамань. Терминал позволит компании снизить транзитные и логистические затраты при экспорте химической продукции в иностранные порты и перевести часть грузов с аммиакопровода на железнодорожный транспорт.
ТОАЗ планирует ввести комплекс в эксплуатацию в 2020 году. Объём инвестиций в проект составит 14 млрд руб. без привлечения бюджетных средств.
По словам председателя совета директоров ПАО «Тольяттиазот» Петра Орджоникидзе, проект планировки территории и проект межевания уже утверждены Федеральным агентством морского и речного транспорта. «Благодаря этому уникальному терминалу экспортные потоки аммиака и минеральных удобрений будут перенаправлены с зарубежья в российский порт», – отметил Пётр Орджоникидзе.
В настоящий момент основной объём отгружается посредством аммиакопровода Тольятти – Одесса. Спроектировать ответвление от этого трубопровода в Воронежской области поручил в июне 2016 года президент РФ, так как Украина ставила дополнительные условия, и цена перекачки за два года увеличилась более чем в три раза.
ТОАЗ – единственное в мире химическое предприятие, способное производить ежегодно около 3 млн тонн аммиака. Завод экспортирует свою продукцию более чем в 120 стран мира, доля экспорта колеблется в районе 85% от общего объёма производимой продукции. ТОАЗ входит в десятку крупнейших мировых производителей с долей до 11%, по товарному аммиаку занимает до 50% российского рынка. В 2017 году объём производства аммиака составил 2,6 млн тонн – это ниже на 7,5% по сравнению с показателем за предыдущий год, так как ТОАЗ не мог экспортировать продукцию по украинской части аммиакопровода.
Строительство нового комплекса входит в проект создания морского порта Тамань, который является частью государственной программы «Развитие транспортной системы России на 2010–2021 годы».
Также грузопотоки перевалочного комплекса учитываются в схеме развития Таманского транспортного узла в части железнодорожной составляющей, а его размещение предусмотрено «дорожной картой» развития до 2020 года морских портов Азово-Черноморского бассейна.
Мощность строящегося перевалочного комплекса составит 5 млн тонн в год: 2 млн тонн карбамида и 3 млн тонн аммиака. Он полностью перекроет потребность ТОАЗа в перевалочных мощностях. Проектом предусмотрены береговой перевалочный терминал, гидротехнический комплекс для принятия судов дедвейтом до 50 тыс. тонн, а также комплекс вспомогательных и инфраструктурных сооружений.
Как пояснил «Гудку» руководитель проекта по строительству порта ПАО «Тольяттиазот» Михаил Тараскин, за счёт строительства нового терминала компания не будет зависеть от перевалки в портах иностранных государств, а также снизит логистические затраты.
«ТОАЗ рассматривает несколько вариантов доставки продукции в порт. Первый – исключительно по железной дороге. По второму варианту возможно частичное использование российского сегмента аммиакопровода в Воронежской области с дальнейшей перевалкой груза на железнодорожный транспорт. В самом порту уже проложены автомобильная дорога, железнодорожные пути, продуктопроводы, построены грузовые причалы и уникальная эстакада, выдающаяся в море на 2,5 км, по которой аммиак и карбамид будут доставляться для погрузки на суда», – говорит Михаил Тараскин. По его словам, в ТОАЗе рассчитывают, что первый в России комплекс по перегрузке аммиака позволит и другим отечественным производителям воспользоваться этим предложением.
По мнению заместителя директора аналитического департамента «Альпари» (эксперты компании предоставляют услуги ряду предприятий на рынке минеральных удобрений РФ) Натальи Мильчаковой, ТОАЗ всё ещё зависит от Одесского порта на Украине. «С политической точки зрения планы полностью оправданны, так как у России подобного комплекса по перевалке аммиака и карбамида до сих пор не было. Это «импортозамещение» в сфере транспорта и логистики. Спрос на карбамид сейчас растёт в Австралии, Индии, ряде стран Латинской Америки, и проект выглядит перспективным. С другой стороны, фактически вся выручка компании будет работать на погашение кредитов, взятых под строительство нового комплекса. Только мощности по перевалке карбамида стоят около 180 млн евро, это сравнимо с ежегодной выручкой «Тольяттиазота» и аналогичных предприятий», – прокомментировала Наталья Мильчакова.
«Собственный терминал действительно может ускорить отправку продукции предприятия на экспорт, снизить стоимость транспортной составляющей и повысить надёжность поставок. В проект уже вложены значительные средства, и завершить его, построив эти мощности, будет правильным решением. Так что если проекту понадобится поддержка властей, то её следует оказать, чтобы ввести терминал в строй и он смог начать работу, увеличив тем самым несырьевой экспорт из РФ», – говорит директор по стратегии ИК «ФИНАМ» Ярослав Кабаков (работал аналитиком в агрохимическом холдинге «Акрон»). По его мнению, привлечь других производителей в проект возможно. Но для изготовителей химической продукции важно, чтобы мощности терминала позволяли переваливать грузы разной номенклатуры и по мере его развития увеличивался рост экспорта у всех партнёров.
Стоит отметить, что транзит через Украину осложняется не только геополитикой и валютными колебаниями, но и экологическими претензиями к российским грузам. К примеру, в феврале текущего года суда, гружённые аммиаком, в том числе производства ТОАЗа, не пропустила местная Госэкоинспекция, использовав как предлог нарушения природоохранного законодательства. ТОАЗ понёс убытки, так как на урегулирование ситуации понадобилось 10 дней.
По мнению российских специалистов, компания соблюдает все требования законодательства при транспортировке опасного груза. «Мы ежегодно посезонно проводим экологический мониторинг акватории порта в районе строительства перевалочного комплекса для ТОАЗа. Проверяем качество воды, донных осадков, обитателей в толще воды. И на протяжении довольно длительного периода никаких негативных влияний на окружающую среду не обнаружено», – сказала заведующая Новороссийским учебным и научно-исследовательским морским биологическим центром Лидия Болгова.
По её словам, компании ни разу не выдавали предписаний, так как все экологические требования она выполняет.