|
29.08.2018
14:41
Импортозамещение в декоративном сегменте ЛКМ в 2017 году практически завершилось
Практически каждый второй производитель лакокрасочной продукции либо недоволен качеством импортозамещающего сырья, либо утверждает, что в России и вовсе нет достойных аналогов импортных продуктов. Поэтому не удивительно, что лаковары не торопятся заменять заграничные поставки на «сделано в России». Это глубоко укоренившееся представление пора менять. Ведь есть примеры, когда российские компании, выходя на рынок, упорно доказывают качество и стабильностью продукции. Так, компании «Акрилан», хотя и стартовавшей в период растущего рынка дисперсий, потребовалось на это несколько лет. Генеральный директор «Акрилана» Олег Кузин рассказал журналу «Промышленные покрытия» о первых шагах сырьевой компании в лакокраске, текущей динамике и перспективах рынка дисперсий в России. С 2009 года, когда «Акрилан» только начал выпуск дисперсий в России, компания дважды заявляла о росте производства – запуске новых линий. Какие отрасли-потребители быстрее реагировали на импортозамещающее сырье? Какое первое лакокрасочное предприятие в России обратило внимание на дисперсииотечественного производства? Получается, что компания удачно вышла на рынок, поскольку в период 2011–2013 годов рынок акриловых и стирол-акриловых дисперсий рос двузначными темпами. О такой динамике вы говорили в одном из своих интервью. Сейчас темпы упали? Долгое время позитивная динамика обеспечивалась за счет сокращения импорта. В этот период экономика не показывала существенного роста, да и по статистическим данным потребительский спрос также не увеличивается, но и не падал как минимум последние 2–3 года. Поэтому, если нет общего роста, а у нас он продолжается, это говорит о том, что производители ЛКМ стали выпускать все-таки больше продукции. Касается это преимущественно крупных компаний. В последние годы рост лакокрасочного рынка идет в том числе за счет укрупнения бизнеса. Маленькие компании ЛКМ, так называемые «гаражники», вытесняются. Связано это, прежде всего, с развитием розничных сетей – LeroyMerlin, Castorama. В регионы заходят федеральные сети, которые сотрудничают с крупными компаниями, обеспечивая таким образом единообразие предоставляемой продукции. Если раньше «гаражники» для мелких строительных фирм готовили небольшие партии, то сегодня такие мелкие строители идут в розничную сеть покупать ЛКМ материалы. В 2012 году в «Акрилан» были направлены инвестиции «Роснано» – 600 млн из необходимых для развития проекта 1,6 млрд рублей. Это одна из причин, почему компания оказалась, если так можно выразиться, на волне спроса и предложения. Запуск третьей линии был запланирован на 2018 год. Он состоится? На этих линия предполагалось выпускать клеи ПВА с водостойкостью D3 и D4, а также сополимеров акриловой кислоты. Почему именно эти продукты? Давайте вернемся к ситуации на рынке дисперсий. Вы сказали, что он непрерывно растет. Участие иностранных игроков стало менее ощутимо? В последние годы доля этих компаний на рынке сокращалась, за исключением специфических специальных направлений, связанных с выпуском сложных или высокомаржинальных продуктов. Под специфическими направлениями понимается тоже ЛКМ, например, более долговечные покрытия, гидрофобные, самоочищающиеся ЛКМ, которые функционируют в агрессивных средах, продукты с совершенно новыми свойствами. Это тоже декоративный сегмент, который приближен к промышленным покрытиям, от которых требуются специальные свойства. В этих областях по-прежнему приобретается продукция иностранных компаний. Это связано со сложностями с переходом на российское сырье. Два основных препятствия. Во-первых, ценообразование. Казалось бы, в России можно произвести чисто акриловую дисперсию примерно по той же цене, что и зарубежную. Но экономика масштаба не позволяет это сделать, поскольку российский рынок таких специфических дисперсий очень мал. Если учесть, что сырье приобретается за границей, производить несущественные объемы, мягко говоря, не интересно. Иностранные компании выпускают специфическую продукцию в Европе, направляют ее и на российский, и на европейский рынки. Помимо этого, они используют свое сырье, поэтому цена на некоторые продукты получается ниже, чем мы можем себе позволить. Поэтому сейчас стоимость чисто акриловых латексов иностранных компаний и, например, «Акрилана» если и не равна, то сопоставима. Во-вторых, продукты, которые выпускаются на основе таких латексов, специфичны и, как правило, высоко маржинальны. Менять сырье – это риск для производителей ЛКМ, который не имеет никакого смысла при сопоставимых ценах. Тем не менее, это не значит, что в этом направлении рынок не развивается. «Акрилан» сейчас разрабатывает линейку чистых акрилатов для специфических отраслей применения. Доля иностранных компаний уменьшается, российских увеличивается. Чем же вас тогда удивляет рост рынка? В 2012 году «Акрилан» занимал около 27 % рынка водорастворимых дисперсий в России. В планах было достижение 40 % к 2015 году. Как вы оцениваете долю компании «Акрилан» и доли ближайших конкурентов? «Мы все ближе и ближе к тому, чтобы вытеснить всю органорастворимую линейку. А это, естественно, совсем другие экологические параметры», – говорили вы на одной из телепередач в 2013 году. Насколько близко мы сейчас к переходу на исключительно безопасные продукты в декоративном сегменте? Сложнее ситуация в промышленном применении «водных» материалов. Сегодня большинство ЛКМ на водной основе не обладают сопоставимыми с «органикой» характеристиками. Даже если материалы на водной основе по свойствам приближаются к органорастворимым, из-за высокой стоимости их сложно «внедрять». Но учитывая, что экологическое законодательство постепенно ужесточается, в промышленном применении заказчики будут медленно и постепенно обращать внимание на водные продукты. Компания «Акрилан» уже поставляла сырье для производства покрытий, предназначенных для защиты металлоконструкций на заводах. Что-то черпается из европейских стандартов безопасности? Получается, что приходится отвечать сразу на две тренда – безопасность и удешевление продукции. В интервью организаторам выставки «Интерлакокраска» в 2016 году вы сказали, что из-за сжатия потребительского спроса производители искали пути снижения стоимости продукции. «Акрилан» разработал тогда продукцию, которая способствовала удешевлению ЛКМ без ухудшения стабильности качества. В каком положении сейчас находятся сегменты среднего и дорогого ценового уровней ЛКМ? Неплохими темпами развиваются также рынок высокого ценового сегмента. Средний вымывается, скорее потому, что потребители со средним достатком из-за произошедших экономических изменений переориентировались на более дешевый сегмент. Если говорить не про лакокрасочный рынок, какие основные барьеры для более широкого использования водных дисперсий в различных отраслях вы видите? Что касается нетканого направления, здесь стиролакрилаты конкурируют с бутадиен-стирольными латексами. Возникает вопрос ценовой конкуренции. Бутадиен-стирольные латексы могут применяться в некоторых видах нетканых материалов. По стоимости они дешевле отечественных стирол-акрилатов. Активно развивается бумажное направление, где дисперсии в основном применяются для ламинирования картона или бумаги. В России это маленький рынок. Даже если он будет быстро развиваться, его доля все равно в общем рынке стиролакрилатов останется крайне мала. В этой сфере применяются как бутадиен-стирольные латексы, так и стиролкарилаты. «Акрилан» не работал в бумажном направлении. Мы изучали его, пытались туда зайти, но на тот момент этот рынок был сложным и маленьким. Сейчас компания ориентирована на более крупные и активно растущие рынки. Какой прогноз на вторую половину года для рынка дисперсий вы можете озвучить?
|
||||||
Выставки и конференции по рынку химии
 
|