|
25.06.2018
11:20
Digital Life: Химическая и нефтехимическая промышленность России в эпоху цифровой экономики
На прошлой неделе в Москве состоялось пятое мероприятие из цикла «Digital-стратегии победителей», организованное деловым изданием «Ведомости» в партнерстве с национальной премией IT-ЛИДЕР. Топ-менеджеры предприятий химической промышленности собрались за круглым столом, чтобы обсудить потенциал внедрения передовых технологий для российских химических предприятий. Модераторам мероприятия выступил Андрей Костин, генеральный директор информационно-аналитического агентства RUPEC. В каждом из промышленных секторов переход к модели «Индустрия 4.0» имеет свою специфику иявляется хорошей возможностью создавать новые уникальные продукты и технологии.Для химической отрасли, включая нефтехимический сектор, цифровая трансформация связана с серьезными переменами во всех производственных процессах. На мероприятии топ-менеджеры компаний «Риф аметист», «Уралхим», «Полипластик», «Фосагро», «Август», «Зирекс» и ИТ-интегратор«КРОК» поделились опытом и идеями в области цифровизации производства в их компаниях. Дмитрий Браташов, генеральный директор завода «Риф аметист», группы компаний «Фомлайн», сообщил, что высокая конкуренции на рынке сегодня требует своевременной и правильной аналитики. Если раньше компания могла подводить итоги работы месяца, то сейчас важно ежедневно видеть существующую ситуацию на производстве и принимать своевременные решения. По его мнению, основные затраты в химической промышленности приходятся на сырье. Для сокращения издержек и достижения лучшей производительности, сегодня компания успешно применяет технологии онлайн-анализа оборудования. Это позволяет усилить контроль за расходом сырья и существенно сократить затраты на его приобретение. «В современном мире инновации являются одним из ключевых факторов успешного развития не только отдельных компаний, но и целых отраслей, в том числе и химической. Использование возможностей, которые открывает перед нами цифровизация, позволит промышленным предприятиям выйти на новый, более высокий уровень производства — улучшить качество продукции, снизить ее себестоимость, производить быстрее. Компании, кто взял курс на цифровизацию бизнеса, несомненно, в будущем станут более конкурентоспособными на рынке»,— отметил Дмитрий Браташов, генеральный директор завода «Риф аметист», «Фомлайн». Светлана Чекалова, HR-директор «Уралхим» рассказала, что компания стремится быть конкурентной, не только в России, но и на мировом рынке и видит большие возможности для этого в использовании цифровых технологий и смены бизнес-модели. По ее мнению, автоматизировав все рутинные процессы, сотрудники смогут заниматься более осмысленными, разумными вещами. И проекты «Уралхим» показывают, что это получается — сегодня в компании успешно внедрена платформа, которая позволяет решать все организационные процессы работы с людьми (расчет заработной платы, законодательная составляющая, вопросы развития талантов, обучения, управления эффективностью), существенно сокращая при этом трудозатраты администрирования. «Трансформация бизнеса и успех внедрения новых технологий зависит не столько от самих технологий - в современном мире в них нет недостатка - сколько от людей, от изменения их мировоззрения, открытости внешнему миру, готовности перестраивать традиционные бизнес-модели и овладевать новыми навыками. Любые изменения совершаются людьми, поэтому компаниям, которые стремятся встать на путь цифровизации, важно в первую очередь вовлечь и заинтересовать сотрудников. Автоматизация и цифровизация кадровых процессов, в которых люди участвуют каждый день, может стать хорошим инструментом развития необходимых навыков и сформировать привыкание к новым технологиям»,— отметила Светлана Чекалова, директор по персоналу «Уралхим. Евгений Амбросов, технический директор «Полипластик»рассказал, что отсутствие данных о ситуации на производстве за последние несколько часов может привести к потерям, как клиентов, так и объемов выпускаемой продукции. С помощью цифровых технологий компания стремится повысить качество производственных процессов и уровень специалистов, работающих на нем. Свой переход к цифровизации «Полипластик» начал с модификации оборудования и подготовки рабочего персонала. Кроме этого, сейчас в компании уже достаточно сильно автоматизирован механизм логистики – все движения сырья на производстве и вне его, а также планы его отгрузки осуществляется через специальную систему. Роман Будник, директор по цифровым технологиям «Фосагро»сказал, что пока сложно провести грань между понятиями «автоматизация» и «цифровизация». По его мнению, цифровизация подразумевает работу с огромным объемом данных, поступающих в системы, которые взаимодействуют между собой и автоматически принимают решения без участия человека. Роман считает, что интернет-вещей — это составная часть цифровизации. Оснастив датчиками оборудование, можно получать и обрабатывать информацию о его состоянии и в дальнейшем строить предиктивные прогнозы о его ремонте или износе. В качестве примера он рассказал о высоком экономическом эффекте, который достигла компания, внедрив датчики на установках по производству аммиака — установки стали работать более стабильно, а изнашиваемость оборудования в несколько раз меньше. «Цифровая трансформация стремительно меняет все сферы бизнеса. Конкуренция на рынках усиливается, и реагировать нужно мгновенно. Компании, которые первыми перейдут в «цифру» получат конкурентное преимущество в бизнесе, причем быстрее, чем когда-либо раньше. Те же, кто проигнорирует глобальные изменения, рискуют остаться в «хвосте». Если говорить о «Фосагро», то для нас цифровизация сегодня одно из важнейших направлений развития компании», —сообщил Роман Будник, директор по цифровым технологиям «Фосагро». Алексей Сидорин, архитектор бизнес-решений КРОК считает, что цифровая трансформация — это не внедрение конкретных технологий, а в целом совокупность решений, направленных на повышение ценности и эффективности бизнеса за счет технологий. Он подчеркнул, что цифровизация начинается с трансформации корпоративной культуры, где одна из важных ролей за HR. По мнению Алексея, цифровизация поможет промышленным предприятиям решать многие кадровые проблемы на самом производственном объекте, находящемся за сотни километров от головного офиса. Например, вопросы охрана труда. Установленное на производстве специальное оборудование – медицинские киоски, которые по многим физиологическим параметрам могут быстро оценить физическое состояние работника без привлечения врачей, сегодня позволяют справляться с непредвиденным ухудшением здоровья и травматизмом персонала. Кроме этого, высокий потенциал эксперт видит в использовании работниками носимых устройств (браслета, нательных устройств), особенно востребованными при работе на опасных участках. Заказчики КРОК уже оценили подобные решения на своих промышленных комплексах, в результате внедрения которых, на производствах значительно сократилось количество происшествий.
В рамках выступления, Алексей также рассказал о преимуществах интеллектуальной диагностики оборудования — predictive maintenance. Технология позволяет прогнозировать отказы работы оборудования и время его простоя, планировать и оптимизировать затраты на ремонт. При этом визуализировать сценарии таких сбоев позволяют технологии дополненной реальности – проходя мимо оборудования, которое имеет отклонения в работе, с помощью AR-очков, можно увидеть, как оно сигнализирует красным цветом. Подобные решения компания создает в собственном Центре виртуальной реальности, некоторые из них уже полностью готовы для пилотирования и внедрения в бизнес-процессы заказчиков.
Эксперт обратил внимание, что в основе предиктивной диагностики лежат накопленные данные о работе оборудования. Поэтому, предприятиям следует накапливать и хранить «про запас», чтобы в будущем использовать их для анализа различных сценариев и построения гипотез, например, для прогнозирования поломки оборудования. И чем раньше компании осознали необходимость сбора таких данных, тем точнее будет прогноз. Для этих целей, сообщает Алексей, заказчики КРОК во многих отраслях уже начали строить «Озера данных» (Data Lake). Технология позволяет недорого хранить большой объем разрозненных данных, чтобы в дальнейшем, при необходимости, использовать их для разных бизнес-целей.
«Цифровизация открывает широкие возможности тем, кто готов к переменам. Уже очевидно, чтобы быть успешным на рынке, необходимо принять ее вызовы – оставаться в стороне не получится. Для компанийхимической и нефтехимической отраслей цифровая трансформация – это не просто автоматизация производственных процессов, а серьезный шанс стать более гибким, конкурентоспособным и прибыльным предприятиемс помощью современных цифровых технологий», —сообщил Алексей Сидорин, эксперт КРОК. Дмитрий Ильинский, руководитель группы гранулированных форм препаратов департамента по производству «Август» сообщил, что в их компании уже сложилось понимание, что цифровизация в будущем затронет каждое предприятие. Он отметил, что период между тем, что «пока еще цифровизация для компании нерентабельна» и тем, что компания уже не жизнеспособна достаточно короткий. Поэтому стратегическую задачу видят в том, чтобы быть готовым к цифровой трансформации и стараются на каждом производственном этапе все больше вкладываться в автоматизацию. Петр Номоконов, директор по развитию «Зиракс»считает, что цифровизация поможет многим химическим компания улучшить производство. Развитие видит в установке еще большего количества датчиков и сборе больших данных. Однако, прежде чем устанавливать устройства, сначала надо оценить экономическую целесообразность их внедрения. Одним из первых шагов компании на пути к цифровизации стало создание математической модели их завода, благодаря которой постепенно проводится модернизацию производства, что позволяет увеличивать выход продукции, уменьшать выбросы пыли, уменьшать расход газа и электроэнергии. В заключительной части модератор отметил важность мероприятия, которое позволяет увидеть картину развития цифровых услуг в отрасли, и пожелал всем его участникам успешной цифровизации.
|
||||||
Выставки и конференции по рынку химии
 
|